Анатолий Широков задал вопрос ОПМО об авиатарифах руководителю ФАС Игорю Артемьеву

Сенатор от Магаданской области Анатолий Широков предложил Общественной палате Магаданской области подготовить вопрос на «Правительственный час» в Совете Федерации с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым. ОПМО вопрос подготовила и он был задан. Анатолий Широков поднял на встрече и ещё одну больную для Колымы проблему — стоимости автомобильного топлива. Мы публикуем полный вариант ответов руководителя ФАС на эти вопросы.

 

ВОПРОСЫ члена Совета Федерации А.И. Широкова по теме «правительственного часа» 401-го заседания Совета Федерации «О развитии конкуренции и совершенствовании антимонопольной политики»

Вопрос. По мнению общественности, в частности Общественной палаты Магаданской области, государственный контроль за ценами на авиабилеты крайне слаб. Единственная структура, которая вправе что-то сделать (и делает), это Федеральная антимонопольная служба. Так, Магаданское управление ФАС применяло санкции к авиакомпаниям за злоупотребление монопольным положением на рынке и установление необоснованно высоких цен на билеты. Однако в соответствии с действующим законодательством всё это происходит постфактум, когда люди уже приобрели авиабилеты втридорога. Сама процедура привлечения монополиста-авиаперевозчика к ответственности очень длительная и не позволяет пресекать ценовое самовольство авиакомпаний в тот момент, когда он происходит. По мнению Общественной палаты Магаданской области, антимонопольный орган должен получить полномочия оперативной отмены решений авиакомпаний о резких и ничем, кроме маркетинговых соображений, не обоснованных повышениях тарифов на один и тот же рейс, период и класс обслуживания.

Как руководитель Федеральной антимонопольной службы  относится к возможности изменения законодательства и передаче его службе таких полномочий?

 

Ответ Игоря Артемьева.

По вопросу об изменении законодательства и предоставлении ФАС России полномочий по оперативной отмене тарифных решений перевозчиков считаем данное предложение нецелесообразным.

В сфере регулирования воздушного транспорта реализуются общие принципы антимонопольного регулирования: свободное ценообразование на конкурентных рынках (авиаперевозки) и государственное регулирование, включая ценовое, в естественно-монопольной сфере (услуги в аэропортах).

Анализ показывает, что устранение административных барьеров и развитие конкуренции в перевозочной деятельности, недопущение необоснованного роста цен на услуги в аэропортах привели к тому, что в период с 2008 по 2014 год объемы авиаперевозок прирастали ежегодно двузначными темпами и увеличились с 49,8 млн. до 93,2 млн. человек. Рост объемов перевозок в этот период отмечается по всем направлениям, связывающим столичный регион с районами Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири.

Проводимый ФАС России мониторинг цен на авиаперевозки показывает, что при наличии конкуренции между перевозчиками на маршруте не только ниже уровень тарифов, но и меньше размах ценовых колебаний, определяемых спросом. Наличие в летнем сезоне 2016 года на маршруте Магадан- Москва трех перевозчиков привело к снижению ценовых предложений на пике спроса по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

В целом же контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере авиаперевозок осуществляется в соответствии с требованиями и процедурами, установленными Федеральным законом ≪О защите конкуренции≫.

Факты нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в вопросах ценообразования, устанавливаются антимонопольным органом по результатам исследования совокупности факторов, включая анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Обязательность соблюдения установленных процедур определяется необходимостью принятия обоснованных непредвзятых решений с последующей их защитой в судебном порядке.

Что касается стоимости пассажирских авиаперевозок в Дальневосточном федеральном округе,

могу сказать следующее: на Дальнем Востоке удельный вес воздушного транспорта в объеме перевозок пассажиров в два раза выше, чем в среднем по стране. Обеспечение ценовой доступности воздушных перевозок является одной из важнейших социальных задач. ФАС России уделяет большое внимание данному вопросу.

Стоимость авиасообщения в значительной степени обусловлена как уровнем затрат (на авиатопливо, расходы на приобретение и содержание парка воздушных судов, аэропортовое обслуживание), так и условиями конкуренции во всех сферах авиационной деятельности.

Меры по поддержке основных направлений авиатранспортной отрасли реализуются в формате дорожных карт. При этом следует отметить, что в последние два года рынок авиаперевозок развивается под влиянием целого ряда негативных факторов, что привело к росту номинированных в иностранной валюте расходов перевозчиков по лизингу и техническому обслуживанию воздушных судов, росту суммарной задолженности авиакомпаний и сокращению возможностей для обслуживания долга, существенному снижению пассажиропотока на рентабельных международных авиалиниях и др.

В этих условиях с уходом с рынка компании «Трансаэро» сократилось товарное предложение и был снижен уровень конкуренции, прежде всего на дальневосточных направлениях.

Вместе с тем, группе компаний «Аэрофлот» в значительной мере удалось компенсировать падение рынка, в том числе за счет того, что, начиная с 1 квартала 2016 года на дальневосточные направления вышла входящая в группу «Аэрофлот» компания «Россия». К тому же возможность перелета по доступным ценам обеспечивают и заявленные Аэрофлотом «плоские» тарифы. Так, при раннем бронировании цена билета до Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска составляет 12-13 тысяч рублей.

Однако, безусловно, необходимо решать трудную задачу по привлечению новых перевозчиков, что позволит в большей степени удовлетворять потребительский спрос и формировать конкурентное давление на складывающийся уровень цен.

Одновременно следует отметить, что административные барьеры доступа на рынок воздушных перевозок в настоящее время отсутствуют. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397, подготовленным с учетом предложении ФАС России, была устранена действовавшая на протяжении ряда лет система лицензирования маршрутов и квотирования объемов перевозок. В настоящее время перевозчики самостоятельно формируют собственные маршрутные сети.

В целом, высокая стоимость авиаперевозок, в первую очередь на направлениях, связывающих регионы Дальнего Востока, Крайнего Севера и Сибири обусловлена наличием проблем, решение которых требует реализации системных мер, направленных на стимулирование воздушных перевозок, развитие аэропортовой инфраструктуры, совершенствование тарифного регулирования в отрасли, недопущение необоснованного роста цен на авиатопливо, развитие конкуренции во всех сферах авиаперевозочной и аэропортовой деятельности.

Значительное снижение стоимости перелётов по внутренним маршрутам, прежде всего региональным и местным, может быть обеспечено за счёт развития низкостоимостных (низкотарифных) перевозок. Именно ценовая политика низкотарифных авиакомпаний, предполагает возможность сравнительно недорогих перелетов, что обусловлено особенностями бизнес-стратегии таких перевозчиков, а именно, перевозки по направлениям средней протяженности, использование второстепенных аэропортов, переход на эксплуатацию одного типа воздушных судов, минимальный набор услуг, оказываемых пассажирам и т.д.

В России такой сегмент рынка только начинает формироваться. Меры по его поддержке, равно как и отрасли в целом реализуются в рамках утвержденных решений Правительства Российской Федерации. Данные меры направлены на восстановление и развитие аэродромной сети, удешевлению аэропортового обслуживания, снижению лизинговых платежей и ввозных таможенных пошлин на авиационную технику, развитие биржевой торговли нефтепродуктами, внедрение лучших зарубежных практик, обеспечивающих свободный доступ потребителей к услугам в аэропортах и др.

Создание на базе небольших аэропортов Севера, Дальнего Востока,Чукотки казенных предприятий — одно из направлений государственной политики по поддержанию и развитию аэропортовой инфраструктуры.

Совершенствуется система тарифного регулирования, осуществляется контроль над расходами субъектов естественных монополий. Сегодня принимаются меры для перехода к долгосрочному стимулирующему ценовому регулированию субъектов естественных монополий, что имеет большое значение для модернизации аэропортовой инфраструктуры и привлечению в эту сферу частных инвестиций.

Так, в настоящее время в действующее законодательство уже внесены изменения, устанавливающие обязанность инвесторов утверждать инвестиционные программы в сфере аэропортовой деятельности на Правительственной комиссии по транспорту, что позволит принимать сбалансированные решения в области тарифного регулирования, оценивая, в  том числе обоснованность совокупной тарифной нагрузки на перевозчиков, закладывающих эти расходы в свои тарифы.

Пример осуществления новых подходов — реализация инвестпроекта по строительству аэропорта в Хабаровске.

Необходимы дальнейшие меры по развитию конкуренции в сфере аэропортового обслуживания: подготовлены соответствующие изменения в законодательство, в частности в Правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах: перевозчики должны иметь альтернативное предложение по услугам в аэропортах.

Важное значение для недопущения необоснованного роста цен в сфере авиатопливообеспечения, имеют меры по формированию, в том числе по инициативе и при участии ФАС России, рыночных механизмов на рынке авиатоплива — запущена биржевая торговля, сформировалась практика прямых контрактов на поставку нефтепродуктов, утверждаются Торговые практики (торговые правила на рынке авиатоплива).

В с целях обеспечения транспортной доступности жителей отдельных регионов с европейской частью страны реализуются отдельные государственные программы поддержки перевозок в/из эти регионы, в частности программы субсидирования перевозок, действующие в отдельные периоды времени. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095 субсидируются воздушные перевозки отдельных категорий пассажиров, осуществляемые в сроки с 1 апреля по 31 октября по 67 направлениям с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. (Для сравнения в 2009 году субсидировалось 33 направления).

Дополнительные меры поддержки региональных перевозок на территории Российской Федерации и формирование региональной воздушной сети предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №1242.

 

Вопрос. Важным вопросом развития Крайнего Северо-Востока и Дальнего Востока является стоимость автомобильного топлива. Она чаще всего может характеризоваться как беспрецедентно высокая, когда в некоторых городских округах стоимость бензина А-92 может превышать 60 рублей за литр. Какие мероприятия по контролю за ценообразованием в этой области проводит ФАС и каковы могут быть способы решения этой проблемы?

 

Ответ Игоря Артемьева.

Основные поставки нефтепродуктов на территорию ДФО осуществляются с пяти нефтеперерабатывающих заводов (далее — НПЗ). При этом два НПЗ находятся непосредственно в ДФО (Комсомольский НПЗ, Хабаровский НПЗ), и три НПЗ в других регионах Российской Федерации (Ангарский НПЗ, Ачинский НПЗ и Омский НПЗ). Произведенные НПЗ нефтепродукты поставляются в ДФО преимущественно по Железной дороге. Крупнейшими хозяйствующими субъектами, осуществляющими мелкооптовую реализацию втомобильных бензинов и дизельного топлива в ДФО, являются ВИНК ПАО «НК «Роснефть» и ВИНК АО «ННК». Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены на указанные товары должны формироваться по рыночным принципам, основанным на сформированной коммерческой инфраструктуре рынка, а именно биржевых торгах и регистрации внебиржевых сделок.

На рост цен влияет ряд факторов. Это и динамика мировых цен, рост отраслевых издержек, и общие инфляционные процессы в экономике Российской Федерации. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65%.

С 2015 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие снижение уровня налогообложения экспорта нефти, нефтепродуктов при соразмерном увеличений внутренних налогов при добыче нефти – «налоговый маневр», вследствие чего экспортная пошлина на нефть уменьшилась на 189 долларов США (68,1%), на бензин товарный — 181 доллар США (72,4%), что привело к увеличению экспортного паритет на нефтепродукты, делая внешний рынок премиальным по отношению к внутреннему рынку Российской Федерации, что в свою очередь повлияло на рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Ставка налога на добычу полезных ископаемых увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти (55,4%).

С 01.01.2016 произошло очередное увеличение акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо: на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 акцизы увеличились на 3 200 рублей за тонну (44%), акциз на автомобильный бензин класса 5 увеличился на 2 000 рублей за тонну (36%). Кроме того, с 01.04.2016 акцизы на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 повышены на 2 600 рублей за тонну (24,76%), акциз на автомобильный бензин класса 5 на 2 600 рублей за тонну (34,53%).

Совокупность вышеуказанных факторов, в частности увеличение налоговой нагрузки, способствующих росту цен на нефтепродукты на территории России, нивелировало падение цены на нефть, как фактора снижения цен на нефтепродукты.

Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы исполнительной власти, в том числе ФАС России, принимают меры по обеспечению стабильной ситуации, как на внутреннем рынке нефтепродуктов Российской Федерации, так и в Дальневосточном федеральном округе в особенности.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при выявлении факта согласованных действий, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

ФАС России регулярно принимает меры антимонопольного воздействия в отношении нарушителей Закона о защите конкуренции. В период с 2008 г.по 2015 г. было рассмотрено более 460 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Было возбуждено также три «волны» дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний: ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпромнефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть».

Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила около 20,7 млрд. рублей.

ФАС России совместно с территориальными органами с 2007 года осуществляют постоянный мониторинг цен на нефтепродукты в разрезе регионов (включая муниципальные образования) Российской Федерации по ВИНК (их дочерним предприятиям нефтепродуктообеспечения) и независимым участникам рынка, мониторинг по движению моторного топлива в регионах Российской Федерации и по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам, а также мониторинг биржевых, внебиржевых цен и индикаторов внешнего рынка, приведенных к условиям сопоставимости с внутренним рынком Российской Федерации. Формирование цены на автомобильные бензины марок Аи-92 и Аи-95 в Российской Федерации осуществляется по рыночным принципам, основанным на сформированной коммерческой инфраструктуре рынка, а именно биржевых торгах и регистрации внебиржевых контрактов.

Таким образом, в настоящее время в рамках действующего антимонопольного законодательства и полномочий, ФАС России осуществляется мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, что позволяет объективно оценивать происходящие процессы и, в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства, принимать меры антимонопольного реагирования.

Цены на нефтепродукты в 2016 году менялись с темпами близкими темпам инфляции (5,3%), незначительно отличаясь по времени в течение года, а также по регионам. В целом в Российской Федерации за 2016 год розничные цены на бензин автомобильный марки Аи-95 повысились на 4,23%, а на бензин автомобильный марки Аи-92 на 3,95%.

Динамика изменения уровня цен на автомобильные бензины марок Аи-92 и Аи-95 в мелкооптовом и розничном сегментах с разбивкой по федеральным округам в соответствии с еженедельным мониторингом ФАС России приведена в Приложении.

Согласно мониторингу ФАС России по данным АО «СПбМТСБ» рост крупнооптовых цен на автомобильные бензины марки Аи-92:

за период с 11.01.2016 по 27.12.2016 в национальном биржевом сегменте составил 25,31%;

за период с 11.01.2016 по 25.12.2016 в национальном внебиржевом сегменте составил 25,40%;

за период с 11.01.2016 по 27.12.2016 в региональном биржевом сегменте (г. Хабаровск) составил 19,80%;

за период с 11.01.2016 по 25.12.2016 в региональном внебиржевом сегменте (г. Хабаровск) составил 20,62%.

В соответствии с мониторингом ФАС России по данным АО «СПбМТСБ» рост крупнооптовых цен на автомобильные бензины марки Аи-95:

за период с 11.01.2016 по 27.12.2016 в национальном биржевом сегменте составил 24,72%;

за период с 11.01.2016 по 25.12.2016 в национальном внебиржевом сегменте составил 22,47%;

за период с 11.01.2016 по 27.12.2016 в региональном биржевом сегменте (г. Хабаровск) составил 21,97%;

за период с 11.01.2016 по 25.12.2016 в региональном внебиржевом сегменте (г. Хабаровск) составил 23,31%.

Ситуация с ценообразованием на нефтепродукты в Дальневосточном федеральном округе (далее- ДФО) обусловлена рядом дополнительных факторов:

— транспортными издержками поставок нефтепродуктов;

— слабой развитостью конкуренции на рассматриваемом рынке;

— недостатком емкостей (нефтебаз, складов хранения) под нефтепродукты, с целью создания резерва на случай остановки ближайших НПЗ на модернизацию и (или) реконструкцию.

В связи с тем, что на территории Российской Федерации нефтеперерабатывающие мощности расположены неравномерно, при реализации нефтепродуктов в отдалённые регионы транспортная составляющая затрат нефтяных компаний составляет значительную часть от конечной цены на продукцию.

В целях улучшения ситуации на рынке нефтепродуктов ДФО ФАС России считает необходимым принять ряд мер, а именно:

  • разработать и утвердить программу развития инфраструктуры хранения нефтепродуктов, включая развитие инфраструктуры независимых операторов рынка;
  • обеспечить в течение года равномерную поставку нефтепродуктов на территорию ДФО (за исключением «северного завоза»), направленную на формирование товарных запасов для «высокого сезона»;
  • рассмотреть возможность замещения процессов производства и транспортировки необходимых объемов топлива в Российской Федерации между нефтяными компаниями;
  • рассмотреть возможность вывоза уполномоченными Правительством Российской Федерации компаниями некоторых видов нефтепродуктов, профицитных на внутреннем рынке Российской Федерации, с обязательством последующего ввоза дефицитных видов моторного топлива в Российскую Федерацию («своп-операции»), в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, с освобождением участников сделки от уплаты соответствующих ввозных/вывозных пошлин, в количестве, эквивалентном вывезенным нефтепродуктам в целях улучшения ситуации на рынке нефтепродуктов ДФО.

Реализация вышеуказанных мер позволит:

— способствовать нивелированию дисбаланса спроса и предложения нефтепродуктов как в отдельных регионах, так и на внутреннем рынке Российской Федерации в целом;

— снизить цены на нефтепродукты за счет оптимизации расходов, в том числе транспортной составляющей.

Вместе с тем ФАС России в настоящее время предпринимаются все необходимые меры для урегулирования указанного неблагоприятного фактора путем закрепления единых принципов по формированию мелкооптовых цен в торговых политиках (практиках) крупных нефтяных компаний, согласованных и утвержденных ФАС России.

В настоящее время ФАС России согласована торговая политика ПАО «НК «Роснефть»

— Стандарт

Общие принципы ценообразования и порядок реализаций моторного топлива на внутреннем рынке Российской Федерации

, в свою очередь Торговая политика АО «ННК» в отношении оптовой и мелкооптовой реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Российской Федерации в настоящее время представлена на согласование в ФАС России.

ФАС России продолжает предпринимать все возможные меры, в целях дальнейшем развитии и совершенствовании применяемых схем товарообменных «swap» — операций по поставкам нефтепродуктов.

 

 

 

Поделиться: