«Магаданская правда»: строить или нет крематорий в Магадане?

Тема возникла несколько лет назад, но денег у Магадана не было, поэтому о строительстве крематория в областном центре на время забыли. Теперь же это стало частным проектом, инвестор нашелся, и Магаданская городская Дума уже одобрила перепрофилирование участка земли на объездном шоссе под ритуальные нужды на трассе, соединяющей Солнечный и дорогу в Олу.

Власти считают, кремация должна стать альтернативой захоронениям в земле, потому что кладбище на 14-м километре неуклонно растет и уже прозвано в народе городом мертвых. Мэр Магадана Юрий Гришан идею строительства поддерживает, потому что многие люди, покидая Колыму, хотели бы забрать с собой прах близких. Он ожидает, что спрос на кремацию будет у жителей не только столицы региона, но и городских округов.
Колымчане восприняли эту новость по-разному. В социальных сетях идет горячее обсуждение, представители епархии собирают подписи против строительства, кто-то идею поддерживает, а многие удивляются — из-за чего сыр-бор разгорелся? А областная Общественная палата даже предложила вынести вопрос на общественные слушания. Хотя не совсем понятно, что обсуждать, когда это общемировая и общероссийская практика.
Действительно, у самих горожан единодушного мнения по поводу строительства крематория нет. Так, сторонники проекта призывают руководствоваться здравым смыслом и признать очевидное: крематорий не просто не помешает, он объективно необходим городу. Главный аргумент здесь — невозможно бесконечно увеличивать территорию кладбищ. При этом строительство крематория не означает, что всех усопших в обязательном порядке будут кремировать. Это лишь альтернатива традиционному погребению. К примеру, по статистике, процент кремаций в других городах России, имеющих крематории, составляет от 45 до 70 % от общего числа погребений.
В свою очередь, противники сжигания тел усопших приводят контраргументы. Основных два: религиозный и экологический. Так, одни считают, что Магадан — город православный, а кремация противоречит православным традициям погребения и поэтому недопустима. В представлении других крематорий — это что-то вроде печей концлагеря Освенцим — некая адская фабрика с дымящими трубами, которая мало того, что будет омрачать своими очертаниями облик города, так еще и «засыплет его пеплом от сожженных трупов».
Не будем забывать, что у нас светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В связи с этим называть Магадан православным, как минимум, неправильно. В конце концов, чем, к примеру, Москва, Новосибирск или Норильск менее православные, чем Магадан? Между тем в этих городах, как и во многих других, в настоящее время действуют крематории.
Возвращаясь к экономической целесообразности строительства крематория для города, нужно заметить, что он дает огромные преимущества по сравнению с кладбищами. Вот только основные: сокращение земельных участков, выделяемых для традиционного погребения в землю, минимизация вредного воздействия захоронений на окружающую среду и источники питьевой воды, снижение затрат населения на 25 — 40 % на организацию погребения по сравнению с традиционными похоронами.
Естественно, что некоторые представители ритуального бизнеса сопротивляются строительству, используя для этого все имеющиеся у них ресурсы и механизмы. Бизнес на костях приносит колоссальную прибыль, поэтому количество таких фирм растет с каждым годом, и у нас в том числе.
И в заключение хочется привести такой пример: испанскому дизайнеру Мартину Азуа удалось совместить идею жизни после смерти с экологическим решением проблемы захоронения. В его биоурну, изготовленную из целлюлозы, кокоса и прессованного торфа, предполагается помещать прах умершего вместе с семенами различных деревьев. Затем урну закапывают в землю, а спустя несколько месяцев она дает первые ростки.

Автор: Светлана ДОРЕНСКАЯ.

Поделиться: