Авиакомпании оказались не готовы к росту спроса — авиамониторинг ОПМО
Октябрь для Магаданской области выдался достаточно драматичным с точки зрения авиаперевозок — значительную часть месяца на 7-10 дней вперед на рейсы за пределы региона никаких билетов не было. Это касалось не только московского, но и всех остальных направлений. Как ни парадоксально звучит, причина этому в очевидном успехе государственной политики по обеспечению транспортной доступности Дальнего Востока в целом и Магаданской области в частности. Различные государственные программы субсидирования дали результат — доступность авиаперевозок по цене обеспечена на долговременной, постоянной основе. Соответственно, жители стали планировать поездки чаще, полеты в другие регионы теперь устойчивая часть образа жизни дальневосточников, а не редкое праздничное для большинства событие как раньше. Больше стало и туристов, прилетающих из других частей страны. Спрос на авиацию вырос, однако, авиакомпании к этому оказались не готовы — рейсов стало не хватать не только летом, но и в другие сезоны. Конкретно в Магаданской области в октябре выросший по сравнению с прошлыми годами спрос жителей на авиабилеты наложился на спрос со стороны закончивших сезонные работы в золотодобыче и строительстве вахтовиков. В итоге билеты на выезд оказались разобраны на много дней вперёд, улететь из Магадана не получалось даже бизнес-классом. Губернатор Сергей Носов договорился с федеральным минтрансом о выводе на линию на московском направлении более вместительных самолётов. Это снизило напряженность с ноября.
При 5 рейсах в неделю в ближайшие 7 дней улететь в Москву напрямую получается, но только бизнес-классом, при том, что обратные билеты по плоским тарифам есть. Есть доступные билеты и на декабрь-январь, в том числе по более низкой цене для дальневосточников по прописке. Соответственно, средний круговой авиатариф на московском направлении составляет сейчас 94,5 тыс.руб. (это 11 граммов колымского золота).
На хабаровском направлении по-прежнему рейсы ежедневные, билеты на большую часть дат есть, но они дорогие, средний авиатариф за круговой полёт — 43,9 тыс. (это невозвратные и безбагажные билеты). Для дальнейшего обеспечения транспортной доступности необходимо увеличение частоты рейсов из Магадана по всем основным направлениям (либо привлечение на линии ощутимо более вместительных самолётов), иначе сбои будут продолжаться и дальше.
В рамках мониторинга Общественная палата Магаданской области фиксирует авиатарифы на направлениях в Москву и Хабаровск и обратно один раз в месяц по первым числам. Берутся варианты покупки самых недорогих билетов на прямые рейсы через неделю на неделю и через месяц на месяц, что примерно соответствует ситуациям командировки и отпуска. Затем с учётом частоты рейсов различных перевозчиков определяется средневзвешенный тариф. Мониторинг проводится с 2015 года.