Публикуем для обсуждения проект резолюции областного гражданского форума
ПРОЕКТ
ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
форума – диалога «Муниципальные аспекты развития гражданского общества в Магаданской области»
04 марта 2017г. г. Магадан
04 марта 2017 года в г. Магадане состоялся форум – диалог «Муниципальные аспекты развития гражданского общества в Магаданской области», целью которого стало обсуждение проблем развития гражданского общества и выстраивание открытого диалога, консолидация усилий представителей некоммерческих организаций, органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и гражданского самосознания, повышения качества жизни наших земляков.
На форуме-диалоге обсудили состояние и развитие институтов гражданского общества, в том числе главным образом в муниципальных образованиях; оценили механизмы взаимодействия власти и общества; перспективы общественного контроля; проблемы разработки и реализации эффективных мер поддержки СОНКО; взаимодействия общественности и СМИ; эффективность работы ресурсного центра поддержки НКО; предложения по повышению роли Общественной палаты Магаданской области и муниципальных общественных палат в развитии институтов гражданского общества; распространения лучших практик социальной значимой деятельности СОНКО.
Мы, участники форума, считаем, что в Магаданской области гражданское общество поступательно развивается. Созданы и действуют многочисленные общественные формирования. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с общественностью направлено на выстраивание партнерских отношений. Получили развитие такие формы сотрудничества, как публичные слушания и общественные обсуждения наиболее важных законов и проектов нормативных правовых актов, собрания граждан по месту жительства, по вопросам местного значения и другие формы гражданского участия. Особое значение приобрела деятельность Общественных палат регионального и муниципального уровня, общественных советов при органах государственной власти и органах местного самоуправления; повышается их роль в жизни общества, развивается система общественного контроля.
Общественные организации Магаданской области реализуют большое количество социально-значимых проектов. Деятельность общественных организаций финансово подкрепляется из средств областного и частично из муниципальных бюджетов. Существующая система поддержки СО НКО стимулирует некоммерческие организации активнее участвовать в общественной жизни региона, совершенствует деятельность самих организаций.
Наряду с положительными тенденциями развития институтов гражданского общества участники Форума выделили и основные проблемы, требующие своего решения:
- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и обеспечения развития институтов и инициатив гражданского общества в муниципалитетах;
- слабая развитость самих институтов гражданского общества в некоторых муниципальных образованиях;
- невысокий уровень информированности жителей о деятельности общественных организаций и объединений, их роли в решении социально значимых проблем, о лидерах общественного мнения, о порядке создания и работы общественных организаций;
- недостаточная активность многих зарегистрированных общественных организаций;
- необходимость расширения информационной открытости властных структур, вовлечения общественности в обсуждение и экспертизу решений органов власти, затрагивающих интересы жителей городского округа, поселка, области в целом;
- отсутствие совместной, скоординированной работы муниципальных и областной общественных палат.
Мы, участники форума-диалога, для более эффективного развития институтов гражданского общества в нашем регионе обращаемся с предложениями:
К органам государственной и муниципальной власти:
- оказывать содействие местным общественным организациям и инициативным группам граждан, действующим на муниципальном уровне, а также создавать благоприятные условия для появления и развития новых общественных формирований;
- привлекать граждан и общественные объединения к реализации государственной политики на территории области;
- оказывать всестороннюю помощь молодежным общественным организациям, привлекать молодежь к управленческой деятельности, повышать кадровый потенциал молодежи;
- оказывать всестороннюю поддержку, содействие федеральным службам по информированию и соблюдению порядка процедуры регистрации и предоставления отчетности общественных объединений;
- совершенствовать практику финансовой поддержки проектной деятельности общественных структур, СОНКО, программ поддержки местных инициатив;
- внедрять в практику работы проведение общественных обсуждений вопросов местного значения, проведение общественной экспертизы издаваемых правовых актов общественными советами, а при их отсутствии представителями гражданского общества и общественных организаций и объединений, действующих в данном муниципальном образовании;
- рассмотреть возможность разработки и принятия муниципальных программ развития институтов гражданского общества в тех муниципалитетах, где они еще не приняты;
- более активно использовать ресурс СМИ для освещения социально-значимых результатов деятельности институтов гражданского общества в муниципальных образованиях, повышая информированность жителей, формируя мотивацию участия граждан в жизни территории, повышая доверие населения к деятельности общественных организаций и объединений;
- не допускать принятия управленческих решений, затрагивающих интересы граждан, без предварительных общественных слушаний и обсуждений на площадках региональной и муниципальных Общественных палат;
- рассмотреть возможность обучения и организации курсов повышения профессиональной квалификации для государственных и муниципальных служащих, представителей общественных объединений по вопросам взаимодействия со структурами гражданского общества, в том числе регистрации НКО, как исполнителя общественно полезных услуг, подготовки заявок НКО для эффективного участия в конкурсах социальных проектов и их практической реализации;
- активизировать участие СОНКО муниципальных образований в проектной деятельности на региональном и федеральном уровнях, активнее использовать возможности ресурсного центра поддержки общественных инициатив;
- Рассмотреть возможность создания на региональном уровне новых форм финансовой поддержки для творческих проектов незарегистрированных организаций, отдельных творческих личностей и коллективов;
К общественным организациям:
- использовать ресурс СМИ для освещения социально-значимых результатов деятельности институтов гражданского общества в муниципальных образованиях;
- инициативным гражданам и группам для облегчения процедуры регистрации и отчетности использовать «зрелые» общественные организации по схожим целям и интересам;
- активно включаться в жизнь территории посредством самостоятельной инициативы и конструктивного участия в общественных дискуссиях, обсуждениях и слушаниях по актуальным проблемам жизнедеятельности населения, используя площадки Общественных палат;
- в целях привлечения инициативных групп граждан к решению социально-культурных проблем местного сообщества предусмотреть возможное участие в конкурсе на соискание субсидии из областного бюджета неформальных объединений без юридической регистрации путем заключения партнерских соглашений;
К средствам массовой информации:
- оказывать информационную поддержку общественным организациям, в том числе через социальную рекламу;
- создавать информационное поле гражданского общества путем освещения социально-значимых проектов, реализуемых в области;
- рассмотреть возможность популяризировать и формировать позитивный имидж общественных организаций посредством увеличения доли предоставления в СМИ информации о некоммерческом секторе, создания регулярных рубрик, циклов радио- и телепередач о деятельности и руководителях общественных объединений, в особенности, являющихся лидерами общественного мнения.
Общественным палатам Магаданской области:
- активнее использовать выездные заседания Общественных палат в муниципалитетах в целях общественного обсуждения актуальных проблем местного сообщества;
- формировать эффективный механизм реализации итоговых резолюций диалоговых площадок (общественных дискуссий, общественных обсуждений, круглых столов и др.) на основе совместной работы с институтами гражданского общества;
- совместно с региональными (муниципальными) Общественными палатами (советами) провести анализ деятельности общественных советов, организовать работу по созданию общественных советов в тех муниципалитетах, где они еще отсутствуют;
- выступать организатором эффективного взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления при подготовке и проведении мероприятий общественного контроля;
- практиковать обмен опытом работы субъектов общественного контроля и обсуждение результатов контрольных мероприятий на заседаниях Общественных палат с широким приглашением представителей гражданского общества;
- совместно с региональными органами государственной власти распространять лучшие практики поддержки и развития гражданской активности, вовлечения жителей в решение вопросов местного значения в муниципальных образованиях;
- организовать продолжение обсуждения актуальных тем форума в Интернете путем создания постоянно действующего Интернет-форума.
- привлекать НКО к изучению причин, противоречий внутри гражданского общества, получивших широкий общественный резонанс.