Штаб общественного наблюдения: результаты голосования не вызывают никаких сомнений

Сегодня члены Штаба общественного наблюдения на пресс-конференции подвели итоги работы в ходе выборов в Государственную Думу в Магаданской области. Общий обзор дал руководитель штаба, председатель ОПМО Яков Радченко:

«Про себя я должен сказать, что 25 лет уже выборы в  Магаданской области проходят у меня на глазах. С выборов губернатора 1996 года, когда соревновались Валентин Цветков и Виктор Михайлов и победил первый.  И все последующие выборы — наверное, уже более 20, я так или иначе участвую.

Как обозреватель, как журналист, был и в предвыборных штабах, давал экспертные оценки, вел дебаты. Как руководитель средства информации организовывал платную и бесплатную агитацию. Последние 3 года занимаюсь общественным наблюдением и её организацией на выборах. С точки зрения своего немалого уже опыта могу сказать, что на магаданских выборах видел всё, что было. И должен сказать, что в последние годы избирательная система России развивается в лучшую сторону, становится гораздо более открытой, гораздо более чистой.

В принципе, те мнения, которые высказывают иностранные наблюдатели и эксперты по поводу нашей избирательной системы — что она их впечатляет и организацией процесса, и техническим оснащением, это всё действительно правда. Наши выборы становятся чистыми и прозрачными. И тоже самое можно сказать про голосование в Магаданской области, которое у нас прошло. Совершенно чистые и открытые выборы. Наши наблюдатели не выявили никаких нарушений. Результаты голосования не вызывают у нас никаких сомнений. Это честные результаты, которые достоверно отражают волю избирателей.

У нас работало порядка 200 Общественных наблюдателей на этих выборах. В среднем, по два человека на участок. Были и запасные. Выборы трёхдневные. Соответственно, они работали вахтами, сменами. Хотелось бы искренне поблагодарить наших коллег, общественных наблюдателей за этот труд. Это было очень непросто. Всё-таки три дня… Хотелось бы также поблагодарить Избирательную комиссию Магаданской области, с которой у нас сложились хорошие конструктивные отношения. На самом деле говорят, не во всех регионах хорошие отношения с избиркомами. Но вот у нас полное взаимопонимание.

Если говорить о результатах общественного наблюдения: чего не было вообще? На голосовании по Конституции были претензии по поводу доступности информации для избирателей на участках. Сейчас такой проблемы не было вообще! Что важно, я отмечу (ведь выборы трёхдневные были) — мы закрываем участки, консервируем поступившие голоса, утром их расконсервируем. Мы особое внимание наблюдателей, и своё собственное, обращали на этот процесс, достаточно новый для участковых комиссий. Никаких отклонений от правил при закрытии-открытии участков и формировании сейф-пакетов не было. Особое внимание мы обращали и на выездное голосование — никаких замечаний по выездному голосованию не было.

Некоторые вещи, кроме схемы трехдневного голосования, у нас были впервые. Впервые мы провели по-настоящему масштабное обучение общественных наблюдателей. Это дало прекраснейший результат. Насколько мы тут общались, постоянно были на связи, мы видели на экранах, как они работают. В немалых случаях общественные наблюдатели, общественники, быстрее разбирались в ситуации, чем члены УИКов.

Опять же, видеонаблюдение впервые было организовано в таком формате. Мы как участники избирательного процесса имели трансляцию здесь с участков. Хотелось бы поблагодарить «Ростелеком». Он оператором выступал. В чем были плюсы? Во-первых, я скажу, что по сравнению с прошлыми случаями видеонаблюдения было значительно лучшее качество трансляции, более детальное, несколько камер. Возможность отмотки, чем мы пользовались, просматривая какую-то ситуацию. Был достаточно качественный звук. Вот эти вещи были впервые. Также впервые мы осуществили общественное наблюдение в Магаданском СИЗО. Раньше такого не было. Юлия Домбрина тут присутствует, думаю она подробнее расскажет.

Какие у нас были замечания? Повторюсь, нарушений нами не выявлено. Но у нас есть «Золотой стандарт» общественного наблюдения ОПРФ, который устанавливает более жесткие рамки и требования. Наблюдатели относились ко всему щепетильно, и, в принципе, как и можно было ожидать, были определенные замечания по соблюдению требований Роспотребнадзора, то есть санитарно-эпидемиологическим требованиям. В одном случае не было разметки. Обратили внимание. Разметка буквально на наших глазах появилась. Были вопросы по одноразовым ручкам, маскам. Это всё немедленно решалось.

Обращали мы на этих выборах особое внимание на голосование маломобильных граждан, людей с ограниченными физическими возможностями. Здесь мы выявили определенные недоработки с точки зрения удобства для этих граждан. Мы это внесем в наше предложения, которые по итогам выборов направим в ОПРФ.

С чем мы столкнулись ещё? С, по-видимому недостаточным информированием избирателей конкретно в Магадане по тем участкам, где они должны голосовать. На нашу горячую линию большинство звонков поступало по поводу: «а где, собственно, я голосую?».  Видимо, нам в следующий раз на выборах нужно обратить большее внимание на то, чтобы люди были информированы. У нас некоторое время назад произошла корректировка границ участков в Магадане. Соответственно, появились новые участки. Некоторые люди по привычке шли туда, куда они шли обычно, и оказались на других участках.

У нас был вопрос напрямую никак не связанный с процедурой голосования, по поводу проведения экзит-пулов, опросов общественного мнения. Ну как и все остальные вопросы, которые возникали, они в течении часа были решены. Но тем не менее мы себе пометили, что законодательство эту сферу — проведения опросов во время выборов — не регулирует и нам вместе с нашими коллегами из ОПРФ и других общественных палат надо будет подумать. Возможно, это надо будет как-то законодательно урегулировать.

Хочу вернуться к теме прозрачности. Как вы понимаете из моего рассказа, и сами знаете, и даже видели в интернете, в сети, многие общественные наблюдатели были блогерами и они не только показывали себя на избирательных участках, но и рассказывали, что очень важно, о необходимых процедурах, которые должны существовать во время выборов. Поскольку они имели официальный статус наблюдателя, они имели возможность не только от открытия до закрытия находиться на участках, но и, например, при подсчёте голосов. Я считаю, что это очень важно. Подписчики, это в основном молодёжь, получила за счет этой категории общественных наблюдателей достаточно серьезную информацию о том, как это всё должно выглядеть.

В целом, моему ощущению, институт общественных наблюдателей — по Магаданской области это четвертое голосование, где мы осуществляем общественное наблюдение — этот институт занял достойное место. Я считаю по нашему опыту, он вносит серьезный вклад в обеспечение открытости и прозрачности выборов и доверие к их результатам».

Поделиться: