Станислав Рыжов о крематории: «ЗЕМЛЯ ЕСИ…», НО В ПЕЧКУ «ОТЫДЕШИ»?

СТРОИТЬ  ЛИ  КРЕМАТОРИЙ  В  МАГАДАНЕ

     Недавно мэрией Магадана было озвучено и поддержано  предложение  построить в городе крематорий, что вызвало неоднозначную реакцию населения. Многие люди сомневаются в целесообразности этой неожиданной затеи, и вот почему.   

     

     Аргументы «за», что крематорий позволит решить проблему нехватки территории кладбища на 14 км., поможет сэкономить бюджетные средства и будет способствовать экологическому оздоровлению (общий  довод сторонников кремации) – весьма и весьма сомнительны.

   Как известно, места для создания нового кладбища неоднократно рассматривались, и при желании это можно сделать – не сплошные же топь и болота вокруг города. В Москве бы сильно почесали затылок по поводу этой проблемы «мегаполиса» Магадан, средь необъятной тундры и тайги…

    Что касается «экономии» бюджетных средств (неудобно  обращаться к  этому термину в таком деликатном деле, да куда денешься), то это также сомнительно. Бюджет несет расходы по содержанию и эксплуатации кладбищ (персонал, техника, оборудование), захоронениям по льготным категориям, а также людей, которых, увы, хоронить некому. В любом случае, кладбища содержать все-таки придётся (не издаст ведь мэрия постановления, предписывающего населению уходить в мир иной исключительно через трубу крематория! Надеемся…).

      Думается, что большинство северян предпочтет традиционный образ погребения близких, а вот на одиноких, нищих и бездомных можно «сэкономить». (При этом подразумевая, что как и прежде, существующее кладбище будет находиться в безобразном состоянии, с продолжающимися нашествиями медведей).       

    Вообще, трудно понять мотивы бизнесменов, которые предложили построить крематорий в Магадане, это ведь не какие-то добрые дяди, а люди, работающие в жестком бизнесе и, естественно, рассчитывающие на доход, прибыль.

   Откуда ж доход в небольшом по численности городе, из которого продолжают уезжать люди,  вот вопрос. Специалисты говорят, что «бизнес»  этот становится прибыльным  лишь в городах с не менее 500-тысячным (!) населением. Что-то тут непонятно, не склеивается…

    Для справки: в РФ сейчас всего 20 крематориев, по два в Москве и Питере (у них свои проблемы с перенаселенностью и территориями), т.е. за исключением столичных мегаполисов, они наличествуют только в пятнадцати городах по всей огромной стране, причём кремируют в них лишь 15-20 процентов умерших.    

                                                              ***     

   

    Теперь чисто технический аспект. Как признают сами специалисты по этому специфическому делу, сжечь тело человека не так-то просто.      

   

   Вот выдержки из статьи ведущего специалиста в области технологий кремации в России Бориса Хазанова (сайт Основы кремации homotomia).Читать неприятно, но знать необходимо.

  «Для того, чтобы превратить труп человека в горстку пережженных белых косточек,- пишет специалист,- которые легко превращаются в пепел, требуется температура 860-1100 градусов Цельсия. В настоящее время существуют разные кремационные печи, работающие на газе, на жидком топливе и на электричестве. Практика показала, что такой температуры легче достичь, сжигая не жидкое и твердое топливо, а при помощи газа. Только в таком случае будет гарантия, что останки не смешаются с продуктами горения топлива. При использовании технологии разогрева печи электрическими электродами затрачивается большое количество электроэнергии, вследствие чего повышается себестоимость кремации (а тут ещё тарифы повысили в Магадане!).
  Помимо поддержания высокой температуры, необходимо еще добиться того, чтобы сжигать труп не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха. Поэтому важное требование к современному кремационному оборудованию — организация закольцованного обращения продуктов горения в пространстве печи. В результате такой технологии исключён так называемый «выхлоп» при возгорании органических тканей. Еще недавно это можно было наблюдать в крематориях, где использовались старые типы печей, созданные 20-25 лет назад. Новая технология позволяет сохранить прах в полном объёме. Это удается благодаря тому, что в печах последних образцов не используются мощные вытяжные системы, через которые раньше возможен был выброс лёгких фрагментов праха в атмосферу. Такое, к сожалению, можно было наблюдать вокруг зданий крематориев, в которых использовались устаревшие технологии, когда прах в виде пыли и жирных (органических) сгустков оседает в округе. Но это уже в прошлом. Сегодня печи оснащены так называемыми камерами дожига, обеспечивающими стопроцентное сжигание органики…
  Процесс кремации сегодня проводится до полной минерализации органической массы, при соблюдении строгой сепарации праха разных умерших. Совершенно неприемлемо ускорять процесс путем воздействия более высоких температур или делением (разгребанием) несгоревших останков…
 Кроме тел умерших, сжигаются также гробы, их убранство и одежда. Само тело представляет собой относительно пестрый и разнородный предмет тепловой обработки, намного большее разнообразие вносят в процесс кремации гробы и их оснащение. Чтобы ускорить процесс кремации и избежать неконтролируемого выброса в атмосферу вредных веществ, применяются гробы из дерева, картона. Нежелательным является попадание в печь фурнитуры для гроба из алюминиевых сплавов и кардиостимуляторов. При нагреве последних происходит микровзрыв, а при горении алюминиевых сплавов происходит неконтролируемое повышение температуры в печи.
 Ещё одним элементом, наносящим вред печи, является стекло. Оно, расплавляясь, прочно прилипает к огнеупорному покрытию. Для того, чтобы избежать повреждения кремационного оборудования перед кремацией, фурнитура гроба, изготовленная из алюминиевых сплавов, должна сниматься рабочими крематория, а родственники умершего должны быть ознакомлены с действующим порядком приёма тел на кремацию и нести административную и материальную ответственность, установленную законодательством, если скроют информацию о наличии у умершего кардиостимулятора или каких-либо стеклянных ёмкостей в гробу…
    Органы человеческого тела имеют в себе много жидкости: легкие — 79%, печень — 74%, почки — 81%, мозг — также 81% и т.д. Вся эта жидкость при высоких температурах печи превращается в пар, вот почему от взрослого человека весом 60- 65 кг после сжигания остается количество праха объёмом 2 — 2,5 литра…
  Неотделимой операцией технологического процесса в крематориях является обработка праха перед укладкой в урну, т.к. он после кремации имеет неоднородную форму: недогоревшие фрагменты костных тканей, металлические предметы — гвозди, ручки от гробов, металлические протезы, стержни, с помощью которых при жизни соединялись переломанные кости. Поэтому кремулятор, устройство для обработки праха, является важнейшим элементом кремационного оборудования. Хотя в некоторых крематориях обходятся без кремулятора и работают по старинке. Прах обрабатывается вручную: из него предварительно при помощи магнита или специальных молотков-дробилок удаляются металлические предметы. В советское время в некоторых крематориях не соблюдали этическую сторону обращения с прахом умерших: при извлечении из праха металлических предметов одновременно удалялись и крупные фрагменты костей. Вследствие такого небрежного отношения к праху родственникам отдают в лучшем случае половину его останков, но бывало и ещё меньше.
  Кремулятор представляет собой шаровую мельницу, в которой при помощи металлических шаров перемалываются оставшиеся после кремации костные останки. При наличии такого кремулятора магнит для извлечения металлических предметов из праха не нужен, т.к. одним из его рабочих элементов является сито, через которое просеивается измельчённый прах, а металлические предметы остаются в зольнике. По окончании кремации весь прах специальным скребком собирается в ёмкость  зольник, который должен остыть перед загрузкой в кремулятор. После остывания праха весь объем останков путём вращения центрифуги в шаровой мельнице размельчается и просеивается в урну. У крематоров есть такое понятие: «качество праха». По инструкции прах должен быть однородным, одного калибра…».

    По этому тексту можно видеть, что разного рода риски, даже при идеальной «печке», остаются.  А идеального, как мы знаем, ничего нет, даже космические корабли, на которые работают тысячи специалистов и которые оснащены суперновейшей электроникой, к сожалению, иногда падают и взрываюся. (Кстати, современные «печи» тоже используют компьютеры. А если вырубят свет во время «процесса», что у нас происходит нередко в последнее время? Бр-р-р…).

 Однако ж, «Внедрение кремации,- обобщают оптимистично авторы сайта, —  несомненно позволит нейтрализовать негативные социальные последствия растущей стратификации (т.е. социального расслоения) общества — по крайней мере, в таком важнейшем ее сегменте, как похоронная сфера».

    

    Такой вот, в изящной обертке цинизм:  да, воистину в этом «сегменте» все становятся равны – и олигархи, и нищие старушки, и начальники, и безработные. Вот, оказывается, где место и способ преодоления социального и прочего неравенства! Карл Маркс с Ильичем (которого никак и не погребут и не кремируют) отдыхают…

   Это, кратко, о «технологической» стороне и аргументах «за».  Но главное не в этом, а несомненно в том, что проблема кремации и строительства крематория ощутимо затрагивает этические основы,  духовную, моральную и культурную сферы.

                                                             ***

   

    Начнем с того, что все основные традиционные религии (доминирующие и в нашем регионе) – христианство, ислам,  иудаизм — однозначно отрицательно относятся к сжиганию тела человека как способу погребения.

   

    Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Еккл. 12,7), говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Не «в печку отыдеши», в землю! (В печи бросали христианских мучеников первых веков).

   Как Творец определил являться в мир Божий человеку постепенно, с момента зачатия, так  и уходить телесно из мира назначил постепенно, десятилетия после погребения, в согласии с естественными законами, которые Господь вложил в природу…
   Поэтому кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания чуждо христианской культуре, христианскому духу. Не случайно первый проект крематория появился во время французской (антихристианской) революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина. (Раз от обезьяны, чего церемониться).

  А в XX веке — находит поистине адское завершение в крематориях гитлеровских концлагерей.   
   Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу: « Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение».              

   

    Русская Православная Церковь Заграницей (входящая в Московский Патриархат, самоуправляемая часть РПЦ)  категорична в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях. Документ на эту тему отличает бескомпромиссность:  «Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в нем.

Широко почитаемый во всем христианском мире старец преподобный Паисий Святогорец (1924 – 1994) говорит: «В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Эти слова актуальны и для нашей ситуации, потому что на телеканале, где состоялась недавно передача, с элементами интервью, с пропагандой строительства крематория, звучали слова о том, что «во всех цивилизованных странах» усопших в основном кремируют, и многие на том же западе урну с прахом ставят на видном месте в доме.   

Это действительно так, как и то, что во многих «цивилизованных странах», с их неослабевающей ненавистью к России (остающейся верной неискаженному, православному христианству, с Богоданными ориентирами добра и зла) —  проводятся гей — парады, укрепляется власть извращенцев, торжествует ювенальная юстиция, изымающая детей из семей, разрешена эвтаназия и т.д. и т.п.  

Понятно, когда на Украине с пиететом продолжают говорить о равнении на «цивилизованные страны», но странно слышать этот унизительный  для тысячелетней великой культуры мировоззренческий штамп в российском Магадане 2016 года…

                                                

                                              ***

    Резко отрицательно оценивает кремацию ислам. К умершему человеку  необходимо относиться как к живому, с любовью и состраданием, повреждение или нанесение вреда мертвому телу считается у мусульман тяжким грехом.     

    Иудаизм также считает, что тело человека принадлежит Богу, никто не вправе распоряжаться им или калечить. Еврейский закон (Галаха) однозначно говорит о том, что мертвые должны быть погребены в земле. К слову сказать, после Холокоста (с греч. «всесожжение»)  многие добросовестные евреи собирали пепел из крематориев лагерей смерти и почтительно хоронили на своих кладбищах.   

   Кстати сказать,  сжигались люди в фашистских концлагерях в печах фирмы «И.А.Топф и сыновья», которые  использовались и в первых советских крематориях (об этом ниже). Ныне усовершенствованные, оснащенные компьютерами их технологические «потомки», производящиеся  и в самой Германии,  и в США, и в Чехии, все равно отдают и будут отдавать в памяти и сердцах людей горечью и гарью черной копоти Освенцима и Бухенвальда…

 

    Людей, не укрепленных в вере, с нынешней толерантной кашей в головах нетрудно склонить к принятию подобных «новшеств», которые по сути являются возвращением к дикарским, варварским обычаям дохристианского времени. (Как это например, происходит с татуировками, обращением к язычеству – «родноверы» и проч., фестивалем красок «холи» — связанным с кришнаитской демоницей Холики, и оргиастическими элементами и т.д. и т.п.).  

   Что касается северян, многих, кто сомневается «уезжать – не уезжать» на материк, появление крематория может подтолкнуть к отъезду: соблазнительно, взяв урночку с прахом подмышку (как это представляется доверчивым людям), поскорее отправиться восвояси с Колымы, с «чистой совестью», что не будет тяготить память о могилах предков…

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

 

Животворящая святыня!

Без них душа была б пуста.

Без них наш темный мир – пустыня,

Душа – алтарь без божества.

 

К слову сказать, спустя сто лет после Пушкина, написавшего эти строки, в 1927-32 г.г. активно действовавшее «Общество развития и распространения идеи кремации в РСФСР» (ОРРИК) работало в тесном содружестве с «Союзом воинствующих безбожников». Тогда звучали лозунги, которые сегодня кажутся  дикими: «Колумбарии – вместо кладбищ, крематории – займут место церквей».

«Крематорий – кафедра безбожия» — под таким девизом журнал «Революция и церковь» проводил конкурс на проект крематория. Когда в 1927 году заработал первый крематорий в Москве (рядом с  Донским монастырем – в частично переоборудованном храме св. Серафима Саровского!), человеческую золу раздавали подмосковным сельхозпредприятиям в качестве калийного удобрения…

Сегодня в «цивилизованных странах» (Англия, Германия, Австрия, Швейцария) из праха человеческого вам сделают всё что угодно: можно превратить его в искусственный бриллиант, в брошку, кольцо и т.д., бизнес — цинизму нет предела, только начни…

Между тем, тело почившего человека остается таинственно связанным с душой, недаром тот же великий святой  Серафим Саровский посылал людей, к примеру, на могилки почивших монахинь, говорил, что они молятся о поминающих их, и благословлял брать земельку с этих могил.

                                                    ***

 

    Колыма – святая земля, орошенная потом и кровью новомучеников и исповедников, многих страдальцев за веру и правду Божию.

    Вряд ли добавит привлекательности к образу Магадана наличие в нем крематория. Недавно пришлось слышать: «Гулаг уже был, теперь крематорий».

    Появление «огненного погребения»  в небольшом по численности городе с возвышенно-трагической памятью, где ныне проблема проблем – убывание населения, в особенности бегство молодёжи — несомненно отрицательно скажется на духовной атмосфере тесного   пространства колымской столицы, руководство которой постоянно озабочено проблемой положительного «имиджа» (в т.ч. создания памятника бутерброду с икрой, символа сытой жизни).

     Е.Марчелли, главный режиссер недавно побывавшего у нас на гастролях театра им. Федора Волкова, отдавая должное красотам «солнечного Магадана», подытожил: «…Но при этом все равно ощущение какое-то депрессивное присутствует, кажется, что все живут с каким-то внутренним чувством, что если не мы, так дети все равно отсюда уедут. Не хотелось бы, чтобы так было».

    И нам бы очень не хотелось, мы любим Магадан, и Президенту нашему тоже не хочется, потому что укреплять надо приграничный Дальний Восток, делать всё, чтобы  не уезжали отсюда люди!

   Художник чувствует атмосферу, интуитивно, шкурой, и понимает, что атмосфера решает всё, а не бутерброд с икрой, хотя ему тоже есть свое место в нашей жизни.

                                                  ***

    Вот мнение ведущего специалиста РПЦ по церковному каноническому праву профессора, доктора церковной истории, магистра богословия протоиерея Владислава Цыпина, в ответ на вопрос, как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать? Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

                                                      ***

   И нетолерантный, уж простите, вопрос в лоб: а вы можете представить, как тело любимого человека, матери или отца, судорожно извиваясь, будто живое, корчится, горит и распадается на куски в печи крематория?.. Я  – не могу и не хочу. Но у каждого остается свободный выбор…

  И прозрачный дымочек, как безобидный «легкий пар», по выражению директора будущего комплекса, тихо повеет с магаданским ветерком над притихшим городом…

 

                          С.РЫЖОВ, член правления областной организации Союза журналистов РФ, член общественной палаты Магаданской  области, бакалавр религиоведения.

Поделиться: