Regnum: интервью с председателем ОПМО о бесплатном багаже и проблемах авиации

«Жадность авиакомпаний — это притча во языцех»

Отрасль авиаперевозок находится на особых условиях: льготы им предоставляют, а контролем ценообразования никто не занимается

МАГАДАН, МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 31 июля 2017, 10:27 — REGNUM Авиакомпании продолжают лоббировать свои интересы на фоне дорожающих перелётов. Такой вывод сделал руководитель общественной палаты Магаданской области Яков Радченко, анализируя очередное законодательное изменение в отношении авиаперевозчиков, а именно — их право запретить бесплатный провоз багажа. Общественник подчёркивает, что, судя по социальным сетям, эти корректировки жителями региона были восприняты негативно, особенно на фоне того, что теперь желающим поехать в отпуск придётся платить ещё и курортный сбор.

Пытаясь разобраться в ценообразовании авиакомпаний, общественная палата Колымы пришла к выводу, что это — их «священная корова».

«Мы в прошлом году разбирались, и выяснили, что ни один государственный контролирующий орган не может запросить у авиакомпании информацию о наличии субсидированных билетов, — подчеркнул Яков Радченко. — Эта отрасль, которая находится на особых условиях. Можно проверить энергетические монополии, крупный и средний бизнес, кого угодно, а авиакомпании проверять нельзя, им надо верить на слово. Росавиация контролирует их с точки зрения безопасности и соблюдения расписания. С точки зрения ценообразования их вообще никто не контролирует, только если они монопольно летают на какой-то линии. А устанавливать, что там монопольная цена или какой-то сговор — это исключительно кропотливая работа федеральной антимонопольной службы, и самое главное, что разбирательство закончится через год после того, как они всех тут разденут своими ценами. То есть оперативно вмешиваться в их деятельность никто не может: если они повышают за ночь цену в 2 раза, это так и должно быть, и нет никакой госструктуры или законных рычагов, которая могла бы на это обратить внимание и вернуть цены на место».

Общественник отмечает, что легализация оплаты провоза багажа — «это вершки», а корнем зла называет разрешение продавать невозвратные билеты. Этого нельзя было допускать, полагает Яков Радченко.

«Авиакомпаниям идут навстречу, и это уже который шаг. Им разрешили невозвратные билеты, снизили НДС с 18 до 10% на внутренних рейсах, в аэропорту Колымы снизили цены на топливо (авиакеросин в Магадане стоит как в Хабаровске, где нефтеперерабатывающий завод). Сейчас разрешили брать отдельные деньги за багаж, а отдачи-то никакой вообще. Если брать наши северные направления — что Якутск, что Магадан, что Анадырь, что Петропавловск-Камчатский — билеты в Москву стоят 50 тысяч, это даже больше, чем 2−3 года назад. Им навстречу идут, а от авиакомпаний взамен ничего не требуют, и даже их не контролируют. Льготами они распоряжаются по своему усмотрению. Используя свои возможности пиара и те бюджеты, которые они выделяют на работу со СМИ, они всегда убедительно доказывают, что отрасль находится в страшно плачевном состоянии, и что им нужно что-то очередное. Сейчас они будут добиваться наверняка снижения НДС до 0%. Им, скорее всего, опять пойдут навстречу, а цены на авиабилеты не снизятся», — прогнозирует руководитель общественной палаты Магаданской области.

Другая проблема Колымы — субсидированные авиабилеты, которые в этом году, по утверждению авиакомпаний, закончились для жителей региона уже в июне: выделенных государством 3 млрд рублей не хватило. Такая ситуация возникла впервые с 2009 года, когда была введена программа субсидированных перевозок на Дальний Восток. Льготных авиабилетов нет уже 2 месяца, многие студенты и пенсионеры Магаданской области просто никуда не поехали, потому что разница в цене огромная. По словам Якова Радченко, люди сидят в Магадане, без отпуска, а студенты, которые учатся в центральной России, не могут поехать домой увидеть родителей и родственников.

«И вопрос не решается, так как авиакомпании утверждают, что исчерпали лимит, хотя никогда такого раньше не было. 3 млрд рублей им не хватило, хотя это даже больше, чем в последние годы. А цены на историческом максимуме. И никто с авиакомпаний отчётность не спрашивает. Я, например, не верю, что эти деньги могли закончиться. Чисто экономически я тут вижу, что, поскольку цена не менялась несколько лет на эти субсидированные перевозки, и всё это очень закрыто, то, в принципе, есть определённый манёвр отчитаться, что субсидированные авиабилеты кончились, так как продавать их в летний период невыгодно. Ценообразование — это священная корова у авиакомпаний. Мы даже через правоохранительные органы пытались получить информацию о наличии субсидированных авиабилетов, и нам ответили: это внутреннее дело авиакомпаний, они не обязаны предоставлять информацию», — рассказал также Яков Радченко.

По его словам, даже договоры о продаже субсидированных авиабилетов, которые предоставляющие такую услугу авиакомпании заключают с Росавиацией, нигде не опубликованы, хотя речь идёт о миллиардах рублей. На каких условиях они летают? Как эти деньги выделяются? Как они отчитываются перед Росавиацией? — ответы на эти вопросы общественной палате Магаданской области получить не удалось.

«В ситуации, когда авиация бесконтрольна с точки зрения ценообразования, единственный вариант — это субсидирование для всех, — считает Яков Радченко. — Пусть эти билеты будут дороже, чем нынешние субсидированные. Сейчас цена на них цены явно занижена, и авиакомпаниям это невыгодно. Они получают с одного пассажира 28,8 тыс. туда-обратно в Москву, а если выходят на рынок — 50 тыс. Естественно, им эти билеты не нужны, они будут торговать по той цене, которую установили в соответствии с конъюнктурой и с тем, как другие авиакомпании себя ведут».

Общественник считает проблему дороговизны авиабилетов самой главной в Магаданской области, так как альтернативной возможности попасть в столицу России у жителей региона нет, как, впрочем, и на Чукотке или в Камчатском крае. Что касается необходимости платить за багаж, если так захочет авиакомпания, то эта проблема вряд ли будет остро стоять на Дальнем Востоке, полагает Яков Радченко.

«Я думаю, что на дальних рейсах они этим активно пользоваться не будут, так как тяжело администрировать здесь: в аэропортах фактически нет представительств. Это будет очень скандальная ситуация, и придётся потратить достаточно много средств, чтобы её разрулить. На дальних рейсах самолёты большие, поэтому игра свеч, скорее всего, не стоит, и вес почти не имеет значения. Хотя попробовать, конечно, могут, потому что жадность авиакомпаний — это притча во языцех», — подытожил Яков Радченко.

Как сообщало ИА REGNUM, президент России Владимир Путин подписал закон, который даёт авиакомпаниям право исключать норму о бесплатном провозе багажа по невозвратному билету. Документ опубликован 30 июля.

«Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа, — говорится в документе. — В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа».

Подробности: https://regnum.ru/news/economy/2305330.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

Поделиться: